Умение сосредоточиться на текущей работе – свойство, совершенно необходимое хорошему работнику, в какой-то степени даже определяющее его в качестве такового.
Конечно, помимо этого современный сотрудник офиса должен обладать отличными профессиональными навыками, отличаться ответственностью, умением работать в коллективе, стрессоустойчивостью и так далее, но умение сосредотачиваться– это фундамент, на основе которого развиваются все остальные нужные в работе качества.
Под сосредоточенностью понимается способность удерживать внимание в течение продолжительного времени на одном предмете или виде деятельности. В учении йоги дается более емкое и лаконичное определение: сосредоточенность – есть однонаправленность ума.
Итак, что нужно делать для того, чтобы сохранять сосредоточенность на рабочем месте?
1. Максимально обеспечьте отсутствие внешних раздражителей. Отключите на компьютере музыку, организуйте порядок на рабочем месте и разложите удобным образом необходимые именно сейчас канцелярские принадлежности, включите виброзвонок или вообще отключите мобильный (если вы не ожидаете важного звонка), отключите компьютерные игры, аську (опять таки, если она не нужна для работы), выйдите из «Одноклассников» и прочих социальных сетей.
2. Обеспечьте комфортные условия работы. Если есть возможность, проветрите комнату, сразу запаситесь чашкой горячего чая или кофе, чтобы не ходить за ними в разгар работы, настройте удобным образом спинку офисного кресла.
3. Если вы чувствуете, что вам трудно удержать внимание на текущей задаче, сделайте перерыв. Обязательно покиньте рабочее место, прогуляйтесь по офису или выйдите на улицу, отвлекитесь от мыслей о работе, умойтесь холодной водой, позвоните кому-нибудь из близких людей и пообщайтесь с ним на нейтральные темы, разомните затекшие мышцы, поболтайте с незанятыми работой коллегами. После этого возвращайтесь к работе.
4. У каждого человека есть свой ритм работоспособности. В течение нескольких дней понаблюдайте, в какие часы вам легче всего работается, и составьте индивидуальный график всплесков и затуханий дневной активности. В дальнейшем планируйте рабочий день сообразно с этим графиком: наиболее важные и требующие сосредоточенности дела оставляйте на время наивысшей работоспособности, в остальное дело занимайтесь несложной «текучкой».
5. Старайтесь не делать по нескольку дел одновременно. Конечно, в бурном рабочем ритме современного офисного работника это не всегда возможно, тем не менее, старайтесь определять приоритет для подлежащих выполнению заданий и заниматься ими в порядке очереди.
6. Способность сосредотачиваться напрямую зависит от общего тонуса организма и образа жизни, который вы ведете. Тяжело сконцентрироваться после бессонной ночи или на полный желудок. Потому, старайтесь высыпаться, не переедать (лучше всего делать несколько коротких перерывов среди рабочего дня для того, чтобы немного перекусить), употреблять больше овощей и фруктов.
7. Ну и, наконец, современный работник должен постоянно повышать свою квалификацию и профессиональные навыки. Есть немалое количество семинаров и тренингов, посвященных развитию внимания, памяти и сосредоточенности. Их посещение не будет лишним для вашего развития.